Любая игрушка особенным образом «программирует» поведенческую модель ребенка. Потому крайне важно помнить, каким образом действует игрушка, то есть, какую программу она несет в себе. Мы знаем, что есть такие категории, как «добро» и «зло», это значит, что есть «идеал» и «анти-идеал» - его антипод. Так что игрушка может являться так называемой анти-игрушкой. Российский художник Фальк Роберт Рафаилович посетил в свое время в Германии известнейшие магазины игрушек. Он противопоставил умирающие европейские игрушки и все, увиденное им, изобилие игровых предметов с совершенно неказистыми, на первый взгляд, отечественными игрушками.
Зато, все наши игрушки обладают своим характером, пусть даже это кустарные изделия Сергиево-Посадского района. Он был уверен, что общество использует игрушки, чтобы обуздать детскую фантазию и непосредственность, чтобы ограничить ребенка, которого пока что не поработили машины. При помощи игрушек юной личности прививаются именно те вкусы с наклонностями, которые в будущем сделают его послушным орудием собственных целей и законов общества. Вот основное назначение и ключевая характеристика «самых лучших, дорогих, элитных анти-игрушек. Так было тогда, и так есть сегодня.
Подлинная же игрушка
– это настоящее произведение искусства, она – это штучный товар, но никак не вещь, которой пользуются дети для «игры во взрослых». У настоящей игрушки есть высокий духовно-нравственный смысл, он же является ее важнейшей характеристикой.
Современные магазины игрушек до отказа завалены, без преувеличения, жутковатыми игровыми предметами, и все же родители, особенно не задумываясь о последствиях, приобретают такие вещи любимым сыновьям и дочерям. Их получают внучата, племянники и крестники. Словом, детям регулярно пополняют игрушечный арсенал совершенно непригодными для игры предметами – анти-игрушками. Увы, плохая игрушка – это не просто некрасивый или не качественный, либо нефункциональный предмет. Анти-игрушка формирует искажённые или вообще неправильные ценности в детской душе.
Многие современные игрушки зачастую не имеют соотношения с реально существующими жизненными образами или ситуациями, а также с персонажами. Искажены не только пропорции лица и частей тела, нередко даже используются неестественные цвет и форма. Например, куклы, обладающие несоразмерно большими, уродливыми головами, где пол лица занимают глаза, либо ярко-розовые зайчики, кислотно-зеленые медвежата, красные кролики – все это нарушает представление маленького ребенка о том, как выглядит настоящий мир. Игрушки, не имеющие аналогов в живом мире, порождают глубокие, часто подсознательные страхи у ребенка. Кроме нереалистичности, такие игрушечные персонажи провоцируют тревожность малышей.
Словом, они вредят психике ребенка, попутно перегружая его слишком яркими красками или образами, а также резкими, нереалистичными звуками. Ребенок чувствует изменчивость всего, что вокруг, понимает, что это все непрочно и нестабильно.