Дошкольный период детства – это важный этап становления личности. В это время ребенок получает начальные знания про все, что его окружает и формирует основные навыки для жизни, у него постепенно формируется собственное отношение к людям и к труду, а еще вырабатываются основы поведения. То есть, в детстве у человека создается характер. Основная деятельность детей в дошкольном возрасте – это игра, во время нее развиваются, как духовные, так и физические силы растущего организма. Игрушка стала обязательным спутником почти всех детских игр. И потому родители желают окружить своего отпрыска самыми полезными игрушками.
Кстати, их впору считать наиболее доступным для детей произведением искусства. Педагогический смысл игрушки подтверждается, если углубиться в ее историю. Игрушка, как собственно и сама игра, отображает, целую эпоху. А еще игрушки как средства воспитания, играют очень важную роль в развитии и в становлении личности.
Игрушка появляется в детской жизни буквально с самого момента его рождения. Она становится непременным атрибутом повседневной жизни. Среди таких предметов не было каких-то случайных вещей и поделок, их целью была и остается подготовка детей ко взрослой жизни. А еще игрушки способны развивать их физически и духовно в соответствии с возрастом. Младенцам предназначались такие игрушки, которые привлекали их внимание и успокаивали, помогали их первым попыткам двигаться. Это всевозможные варианты:
- погремушек,
- трещеток и хлопушек, шумные подвески. Все они имели яркую окраску.
По мере подрастания маленького непоседы, игрушки также менялись, в частности, усложнялись. Они должны были помогать ему учиться ходить и осваивать окружающее пространство. Кстати, игровые наборы у крестьянских детей не были богатыми, зато отличались практичностью. Это были предметы для бросания и стрельбы, например, мячи и луки. Они тренировали у ребенка меткость, развивали его ловкость. Были также волчки, кубари и жужжалки - они открывали ему тайны механики, прививая технические умения. Стоит заметить, что дети рано приобщались к музыке и искусству. Так что в их распоряжении были дудки и рожки, сопилки и свирели со свистульками, словом, целый оркестр разных инструментов.
В прошлом игрушки помогали обучать крестьянских детей взрослому труду. То есть, самой полезной игрушкой была та, которую можно было использовать, как орудие труда. Детская забава с сохой и бороной, либо топором вскоре переходила в самый настоящий труд. Лет так с 7-8 лет ребенок считался равноправным членом семейства и был тружеником. Вместе со взрослыми, дети ходили на полевые работы, либо выпасали скот. А девочки нянчили младенцев. Так что игрушки как средство воспитания, были очень важны. Изготовление их являлось важной частью не только народного промысла, но и творчества. Приемы постоянно совершенствовались, так развивалась народная культура.